Суббота
11.05.2024
16:16
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МАДОУ детский сад № 30 "Лучик"
Главная Регистрация Вход
Музыкальный руководитель »
Меню сайта

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 23

Музыка П.И. Чайковского - в каждую семью!

        В мае 2015 года исполняется 175 лет со дня рождения великого композитора, чье имя носит наш город. По всей стране пройдут международные, всероссийские, региональные конкурсы, фестивали и концерты, посвященные творчеству П.И.Чайковского.  И конечно, в дошкольном образовании эту дату просто нельзя обойти стороной.

     Знакомство с музыкой Петра Ильича входит в программу образовательной области «Музыка». Яркий пример использования его произведений для детского восприятия и творчества – фортепианный цикл «Детский альбом».

   Трудно назвать в русской музыкальной культуре сочинение более популярное, чем «Детский альбом» П. И. Чайковского, написанный  более чем сто лет назад для детей.  Это сборник из 24 миниатюрных фортепианных пьес.  С  удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни, композитор отобразил окружающий ребёнка мир. «Детский альбом» это пёстрый калейдоскоп детских игр и сказочных образов, танцев и  песен, а также ярких и непосредственных детских впечатлений.

    В соответствии с программными требованиями по музыкальному воспитанию в ДОУ  с музыкой из «Детского альбома»  дошкольники знакомятся  в старшей  группе.  Многие пьесы включены в раздел «Слушание музыки».  Многолетний опыт работы показал, что эта музыка понятна детям и вызывает в них яркий эмоциональный отклик. Поэтому хочется порекомендовать родителям, которых заботит гармоничное развитие личности их ребёнка, обязательно обратить своё внимание на этот музыкальный цикл. Тем более, что в последнее время доступ к классической музыке стал открытым и свободным. Произведения из «Детского альбома» вы сможете найти в интернете и на цифровых носителях, и в оригинальном фортепианном звучании, и в переложении для оркестра. Мальчишки с удовольствием слушают «Марш деревянных солдатиков» и «Игру в лошадки», а девочки трилогию «Болезнь куклы», «Похороны куклы» и «Новую куклу». Прослушивание этих пьес  сопровождается рассказом об игрушках, в которые играли дети 100 лет назад. Замечательно, если в семье сохранились старинные игрушки, оставшиеся от бабушек и дедушек.

    Пьеса «Баба Яга» позволяет обратиться к истории русской сказки. Сегодняшних детей уже не пугает образ злобной  старухи – колдуньи, живущей в лесу,  но прослушав  музыку, ребята придумывают историю о том, как герои русских сказок -  Машенька и Иванушка  убегают от Бабы Яги.  Злобно сверкают в темноте её глаза, быстро колотятся сердца детей.  Вот-вот  злая старуха их настигнет. В конце детям удаётся спрятаться в кустах, а Баба Яга, не заметив их,  улетает дальше.  Дети спасены.

   Благотворное воздействие на внутренний мир ребёнка и на его психологическое состояние оказывают пьесы, тематика которых связана с пробуждением  ребёнка и его отходом ко сну: "Утренняя молитва", "Зимнее утро", "Мама", «Сладкая грёза», «Нянина сказка», «В церкви». Используя эти произведения на музыкальных занятиях и в режимных моментах,  мы устраиваем настоящие релаксационные сеансы. Дети свободно располагаются на ковре, выключается свет и звучит музыка.  Такие островки спокойствия и умиротворения помогают ребёнку расслабиться в течение дня.

   Слушая "Итальянскую песенку", "Неаполитанскую песенку", "Старинную французскую песенку" и "Немецкую песенку" , дети узнают о различных странах, рассматривают иллюстрации местных достопримечательностей.

    «Детский альбом» — ценнейший вклад в мировую музыкальную культуру. Дополнительно для совместного прослушивания с детьми  рекомендуются и другие произведения П.И. Чайковского, не входящие в программу по музыкальному воспитанию. Это «Танец Феи Драже»  и  «Вальс цветов» из балета Щелкунчик. Интересно будет детям посмотреть и мультфильм «Фантазия» студии Уолта Диснея, где детально иллюстрируются отдельные номера  из балета.  

   Уважаемые родители, возможностей для знакомства с музыкой великого русского композитора сегодня предостаточно, поэтому хочется обратиться ко всем родителям: «Любите своих детей, и не лишайте их возможности расти и развиваться на высококачественных образцах  музыкальной культуры».

    Весной 2015 года на базе МАДОУ д\с № 30 «Лучик» пройдет муниципальный фестиваль, посвященный творчеству П.И.Чайковского. Помимо творческой деятельности детей, выступающих на фестивале, чрезвычайно важна и незаменима ваша совместная деятельность с детьми дома. Прослушав любой отрывок,  например, из балета Чайковского, нарисуйте  свои музыкальные впечатления. Примите участие в конкурсе кроссвордов по теме «Творчество П.И.Чайковского».

 Конкурс кроссвордов «Творчество П.И.Чайковского» 

В срок с 16 по 23 марта: принимаются кроссворды объемом в 10-15 слов,  формат А-4 или А-3. 

В оформлении приветствуются иллюстрации, подобранные по теме, а также портреты композитора, фото музеев и т.д.

Участники получают сертификаты. 

Конкурс рисунков «Мир музыки П.И.Чайковского глазами детей»

 С 16 по 24 марта принимаются детские рисунки-иллюстрации к произведениям П.И.Чайковского, выполненные в любой технике любыми материалами. ФорматА-3, желательно в рамке из цветной бумаги. Работы будут продемонстрированы на выставке в нашем ДОУ.



Активизация творческой деятельности через обращение к народной культуре.

  Музыкальное воспитание всегда было и останется уникальным в дошкольном образовательном учреждении. Музыка естественным образом вызывает у ребенка разнообразие эмоций,  побуждает к творчеству. Наиболее ярко это проявляется в музыкально-фольклорной деятельности.

   Почему русская народная культура благоприятно влияет на развитие дошкольников? Потому что её изучение является хорошей почвой для развития многогранной художественно-творческой активности детей, развивает познавательный интерес, формирует представление детей, о жизни предков, воспитывает их нравственно.

Воспитательно-образовательные задачи:

  • знакомство детей с различными формами народной культуры.
  • воспитание отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства.   
  • поддержание у детей интереса к познанию жизни своих предков.
  • формирование нравственно-патриотических чувств.
  • развитие художественно-творческой активности детей.

   О работе над решением последней задачи хотелось бы сегодня рассказать подробнее. Отвечая требованиям федерального государственного образовательного стандарта, современная педагогическая концепция ориентирована на безусловное признание личности ребенка как главной ценности. Ребенок должен быть субъектом детской деятельности, в частности,  музыкальной деятельности. Наша задача – воспитание ребенка творчески активным, многогранно развитым и обращение к народной культуре решает эту задачу.

   В реальных народных праздниках, обрядах, играх не было просто зрителей. Разнообразие ролей позволяло каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями: кто-то лучший плясун и первым выходит в пляски, кто-то знает много частушек. А если у человека нет ярко выраженных музыкальных или актерских способностей, он все равно активный участник праздника: поет  вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает индивидуальность благодаря импровизационному характеру народных праздников и обрядов. Для ребенка стать «действующим лицом» особенно важно, так как освоение навыков идет быстрее.

   На музыкальных занятиях ребенок и поет, и участвует в плясках, хороводах, фольклорных играх, воспринимает художественную литературу. Эта многогранность синкретизм народного искусства позволяет строить обучение с учетом интеграции образовательных областей:  физическая культура, социально-коммуникативная и художественная сферы, познание. Т.е. мы интегрируем воспитательную, развивающую, обучающие задачи, и ставим ребенка в позицию субъекта.

   Планируя мероприятия для детей и родителей, мы обращаемся к народному календарю. Детям доставляет огромную радость участие в народных праздниках и подготовка к ним.

    В каких видах деятельности особенно возрастает активизация музыкально-творческой деятельности?

  В детском саду создан кружок: вокальный ансамбль «Веселые нотки» в репертуар которого входят русские народные песни (частушки, небылицы, колядки, веснянки). Кроме выступления в детском саду, мы с детьми регулярно выступаем в таких городских мероприятиях, как например «Осенняя палитра», концерт, посвященный Дню народного единства, а также на фестивалях и даже во время экскурсии. Публичные выступления формируют в детях такие важные качества, как ответственность,  внимание, артистизм. Один такой фестиваль – «Моя Россия» - недавно проходил в нашем саду. Замечательно то, что в фестивале участвовали и родители, и  дети. Заранее вместе они готовили небольшие кукольные спектакли, драматизации по русским народным сказкам для театральной площадки, принимали участие в создании выставки «Русь старинная». Дети воочию  увидели старинные русские предметы быта. На площадке «Волшебные узоры»  украшали хохломской росписью сувениры и любовались выставкой дымковской игрушкой. Фольклорный ансамбль «Барабушка» (МБО УДОД «ЧДШИ № 1») уже не первый раз в нашем саду забавляли ребят старинными русскими играми, имеющими огромную роль в коммуникативном воспитании. На площадке «Лейся песня» звучали русские народные песни. Фестиваль «Моя Россия» - это замечательная возможность «погрузиться» в народную культуру и быть активным участником.

   Наш детский сад поддерживает социальные связи с фольклорными коллективами города и края:

  • фольклорным ансамблем «Барабушка»
  • народным хором Алины Заболотских
  • этнографической группой «Чуды», г. Пермь

  Настоящим событием в жизни детей стали увлекательные экскурсии – поездки в Усадьбу крестьянина старообрядца. Наглядно познакомившись с двором усадьбы и интерьером избы, дети как бы переносятся в старину, для них заново открываются, становятся понятнее некоторые моменты из русских народных сказок. За одну экскурсию дети узнают и о традиционной культуре общения в русской семье, где почитались старшие,  и было общепринятым уважение к женщине, к ее труду. Выступление кружка  оживляют экскурсию.

  Естественно, через такую разнообразную непосредственную деятельность и благодаря многогранности  русской народной культуры музыкальная творческая активность дошкольников   резко возрастает, мощно двигает вперед их музыкальное развитие.

  В заключение хотелось бы отметить, что впереди у нас – большие планы по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста большую роль, в котором играет народное искусство.



Экскурсии культурно-эстетического цикла. 

        В детском саду часто организуются экскурсии в музеи, на концерты. Приглашаются театральные, фольклорные, музыкальные коллективы из разных учреждений. Подобные мероприятия очень обогащают духовную жизнь ребенка и способствуют развитию его творческого воображения, т.к. являются очень наглядными, яркими. Но незабываемыми  впечатления детей останутся лишь в том случае, если ребенок правильно настроен на мероприятие, а также если он знает правила поведения в культурном учреждении. Часто родители сами мало представляют, как правильно себя вести на концерте или в театре. Надо помнить, что дети отражение культуры родителей. Вот простой пример: на концерте громко звучит сигнал мобильного телефона. Представьте, каково артистам или музыкантам: ведь сцена - это всегда волнение...

        Вот несколько правил, следовать которым посоветовал еще в 19 веке Р. Шуман, немецкий композитор.

Азбука поведения в театре и на концертах:

  1. Нельзя опаздывать, - лучше прийти раньше, осмотреться (откроешь много нового для себя!) и настроиться на восприятие музыки.
  2. Опоздавшим  следует дождаться перерыва между исполняемыми произведениями. Запомни: входить в зал во время исполнения произведения запрещается!
  3. Соблюдай тишину в зале во время исполнения.
  4. Аплодировать между частями музыкального произведения не принято, - только после окончания произведения.
  5. В опере обычно благодарят аплодисментами дирижера и оркестр перед последним действием.
  6. Только в отдельных случаях можно кричать «Бис», «Браво»!
  7. Запомни: лучшая награда исполнителям – долгие аплодисменты в заключение концерта с вызовом на сцену и преподнесением цветов. 

 Народное творчество

  Педагоги нашего детского сада посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратились к источникам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору (сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки и т.п.).

   В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присуще ему нравственные ценности - представления о доброте, красоте, правде, верности и т.п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

   В каждой семье, наверное, найдется атрибут возвращающий нас в русскую старину, будь то рушник, вышитый бабушкой, старинный сундук или самовар, бережно хранимые и передающиеся из поколения в поколение. Но еще более устное народное творчество: песни,колыбельные, потешки, пляски, которые окружают ребенка с рождения. Поэтому роль семьи в воспитании чувства уважения к искусству своего народа - огромна.

   Не пропускайте мимо внимания фольклорные фестивали, ярмарки, концерты, традиционно проходящие в нашем городе. Также путешествуя по России и посещая памятники архитектуры, фестивали, праздники, вы создаете почву необходимую для дальнейшего образования ребенка. Это значит, что его знания и впечатления помогут глубже понять не только музыкальное искусство, но и историю, литературу ...

   Поэтому, рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, мы считаем очень важным знакомить с ним наших воспитанников.

                 

Друзья сайта
  • Управление О и ПО
  • Министерство Пермского края
  • Портал образование 2.0
  • Министерство образования и науки РФ
  • Шаг к цели
  • Портфолио учителей

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Тэги

    Объявления

    Поиск