Особенности организации образовательного процесса на логопункте
В МАДОУ детский сад № 30 "Лучик" ведется коррекционная работа с детьми 5-7 лет в группах общеразвивающей направленности. Коррекционную работу осуществляет учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Коррекционная работа ведется с дошкольниками:
- с нарушением произношения отдельных звуков.
- с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН)
- с общим недоразвитием речи (ОНР)
Основные задачи коррекционной работы:
- осуществлять необходимую коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста;
- формировать полноценные произносительные навыки;
-развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, доступные возрасту форм звукового анализа и синтеза;
- предупреждать нарушения устной и письменной речи у детей;
- вести просветительскую работу среди родителей воспитанников (законных представителей).
Коррекционная работа с детьми осуществляется с согласия родителей (законных представителей).
Основной формой организации коррекционной работы являются индивидуальные занятия. Участниками образовательного процесса являются: непосредственно ребенок, учитель-логопед, воспитатель, педагог-психолог, родитель.
Коррекционно-речевая работа включает следующие разделы.
1. Логопедическое обследование:
-стартовое (с 1 по 15 сентября)
-итоговое – оценка результатов коррекционно-речевой работы за учебный год (с 15 по 30 мая)
2. Развитие общих речевых навыков (на индивидуальных и подгрупповых занятиях).
3. Коррекция звукопроизношения (на индивидуальных занятиях).
4. Коррекция звуко-слоговой структуры слов (только индивидуально на материале правильно произносимых звуков):
5. Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематических представлений, звукового анализа и синтеза). На подгрупповых и индивидуальных занятиях и через консультативно-методическую работу с воспитателями.
6. Грамматический строй речи (на индивидуальных и подгрупповых занятиях в процессе нормализации звуковой стороны речи и через выполнение заданий с воспитателями и родителями).
7. Развитие связной речи (в процессе нормализации звуковой стороны речи).
Частота и длительность индивидуальных занятий определяется степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и психофизическими особенностями детей и составляет от 2 до 3 занятий в неделю с длительностью от 10 до 20 минут.
Основная цель индивидуальных логопедических занятий — устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевых нарушений: дислалии, стертой дизартрии. В процессе достижения этой цели реализуется принцип системного подхода, который предполагает взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов речи.
Содержание индивидуальных занятий:
1. Упражнения на формирование и развитие артикуляционной моторики;
2. Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук;
3. Упражнения на развитие слухового внимания, памяти, воображения;
4. Упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;
5. Коррекционная работа по звукопроизношению:
• постановка звука;
• автоматизация поставленного звука (в слогах, словах, предложениях);
• дифференциация звуков (поставленного и смешиваемого);
• автоматизация звуков в спонтанной речи с использованием лексических и грамматических упражнений;
• упражнения на развитие связной речи (диалоги, игры, пересказы)
Подгрупповые занятия организуются по мере необходимости и возможности на определенных этапах логопедической работы для оптимизации коррекционно-речевого процесса. Длительность занятия 10-20 мин. Оптимальное количество детей на подгрупповом занятии – 3-4 человека, дети одного возраста и с одинаковым типом нарушения, поскольку логопедическая работа строится с учетом дефекта и возраста ребенка.
Особенности организации образовательного процесса на логопункте.doc
Педагогическая мастерская "Развитие связной монологической речи старших дошкольников".doc